Выставка Караваджо в Пушкинском музее

Микеланджело Меризи да Караваджо — художник родом из Италии. Он стал популярен в мире ценителей искусства благодаря игре света и тени — фигуры, изображенные на его холстах словно выступают из тьмы, а усиливает этот эффект яркие лучи света. Его метод отрисовки светотеней заимствовали множественные сторонники искусства, и теперь их произведения вместе с полотнами знаменитого М. Караваджо выставлены на показ в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. В галерее собрано более полсотни полотен, основная часть их которых досталась музею из фонда Р. Лонги — знаменитого галериста, который и познакомил мир с произведениями Караваджо.

Понятие «караваджизм»

Ключевой предмет в экспозиции — картина «Мальчик, укушенный ящерицей», которая относится к раннему периоду творчества Караваджо, который завораживает даже самого требовательного посетителя. И на это есть свои причины: энергичность, напряжение, игра светотеней — вот все черты Караваджо. Именно безумное сочетание этих факторов на одном холсте заставляют искусствоведов называть эту картину самой необычной за всю историю живописи 16 века. Но не все знают, что есть и авторская копия этой картины, которая хранится в Национальном Музее Лондона. Более того, многие художники и критики считают вторую работу куда более лучше, чем первую, так как Караваджо повторил свое творение в более зрелом возрасте, когда уже состоялся как художник. Только в 19 веке было введено понятие «караваджизм», т.к. сами художники почему-то себя так не называли, но при этом отдавали себе отчет в том, что являются последователями Караваджо. А проблема была в том, что у Караваджо отсутствовала даже собственная мастерская, а что уж говорить о прямых учениках. Поэтому все его сторонники обучались исключительно по его произведениям, и даже со временем было создано караваджисткое движение, в котором было много разных направлений. Ориентируясь на картины Караваджо, разные живописцы обучались совершенно разным вещам.

О самой выставке

Теперь поговорим о выставке: здесь собраны работы последователей Караваждо, такие как Дирк ван Бабюрер с его картиной «Взятие Христа под стражу», Маттиас Стомер и его произведение «Архангел Рафаил в доме Товита». Все картины расположены в трех залах бордового цвета практически в полной темноте. Начинается экспозиция с картины «Коронование терновым венцом » — очень тяжелое произведение для восприятия. И еще вам очень пригодятся знания Ветхого и Нового Завета для того, чтобы понять то, что хочет передать художник. А в случае, если вы не читали эту литературу, рядом с каждой картиной висит табличка с пояснениями.

Выставка, организованная администрацией музея Пушкина дает всем желающим неповторимую возможность познакомиться с 30 картинами из фонда Р. Лонги и другими произведениями испанских, французских и голландских мастеров, которые стали негласными учениками Караваджо. На протяжении экскурсии вы сможете по достоинству оценить масштабы личности Роберта Лонги — его коллекция показывает глубочайшее увлечение творчеством Караваджо, а так же его последователей.

На карте видно, что добраться до этого музея не проблема — поэтому никаких отговорок с вашей стороны быть не может: берите близких людей с собой и вперед, духовно обогащаться!  🙂